Узнайте, как управлять прибылью вашей компании.

Вы узнаете:
- Из чего состоит прибыль любой компании.
- Какие существуют виды прибыли.
- Какие факторы влияют на размер прибыли.
- Как увеличить прибыль.
Определение функций прибыли
Прибыль – это результат деятельности предпринимателя и то, ради чего существует компания. Чтобы увеличить прибыль, компания постоянно совершенствует и дорабатывает продукт, минимизирует издержки и осваивает новые рынки.
В экономике прибыль – это разница между выручкой или иной финансовой выгодой и затратами, связанными с производством и реализацией продукции.
По определению прибыль выполняет несколько важных функций:
- Стимулирующую. Каждая фирма старается закрепиться на рынке, получить конкурентные преимущества и денежный результат. Это позволяет компании динамично развиваться. Планирование прибыли заставляет владельца компании более тщательно подходить к организации производства, уменьшать издержки, максимально эффективно использовать все имеющиеся ресурсы и добиваться отдачи от всех факторов производства. В процессе компания разрабатывает и совершенствует инновационные технологии, осваивает ведущие достижения науки и техники. В конечном счете это способствует росту фирмы. Если таких фирм много – растет и экономика страны.
- Регулирующая. Прибыль распределяется по различным направлениям и фондам – на резервы, на закупку валюты, на развитие производства и т.д., благодаря чему происходит регулирование денежных потоков.
- Контролирующая – экономический эффект работы фирмы.
Часть прибыли традиционно направляется на дела компании: из нее выплачиваются премии и другие поощрительные выплаты сотрудникам, улучшаются условия труда, приобретается новое оборудование, часть прибыли уходит в доход владельцев компании и расходуется ими по собственному усмотрению.
«Коммерческий директор» рекомендует к прочтению:
Виды прибыли организации
Все виды прибыли можно классифицировать по условиям ее формирования. Рассмотрим подробнее.
- По величине расходов:
Бухгалтерская прибыль рассчитывается как разница между доходами и расходами, связанными с производством и (или) реализацией продукции.
Экономическая, или чистая прибыль рассчитывается как разница между бухгалтерской прибылью и дополнительными расходами. К дополнительным расходам можно отнести затраты на мотивацию сотрудников, собственные траты, не учтенные в себестоимости и т.д.
Чистая прибыль – это доход компании за вычетом всех затрат.
- По конечному результату:
Нормативная, или предусмотренная прибыль – это минимальная сумма, позволяющая гарантировать финансовую устойчивость компании. Эту сумму каждая компания определяет индивидуально.
Максимально возможный доход получается при наименьших затратах и наибольшей выручке.
Упущенная (отрицательная и недополученная) прибыль фирмы – это убыток или доход, который не был получен из-за нарушений обязательств, допущенных контрагентом.
- По характеру налогообложения:
Облагаемая – это разница между общими доходами от реализации продукции и различных внереализационных операций и убытками прошлого отчетного периода. Это доход компании, подлежащий налогообложению.
Необлагаемая прибыль регламентируется статьей 251 НК РФ.
- В зависимости от вида деятельности фирмы:
Существуют и другие классификации:
- По источникам формирования – от реализации продукции, имущества и от внереализационных операций.
- По периоду формирования – прибыль предшествующего, отчетного и планового периода.
- По регулярности формирования – регулярно формируемая и чрезвычайная.
- По характеру использования – капитализированная (нераспределенная) и потребленная (распределенная).
Подход к ценам, способный увеличить прибыль на 5 %
По результатам исследования с участием около 1 500 компаний, проведенного международным рейтинговым агентством Standard & Poor’s, увеличение цены на 1 % (при неизменных объемах продаж) приводит к росту валовой прибыли в среднем на 8 %.
Узнайте из статьи электронного журнала «Коммерческий директор», как внедрение регламента ценообразования поможет эффективнее управлять прибылью вашей компании.
Отличие выручки и дохода от прибыли компании
На первый взгляд термины прибыль, выручка и доход идентичны. Однако есть ряд расхождений.
Выручка – это средства, полученные вследствие реализации продукции в течение заданного периода времени. Общая выручка – это суммы, которая компания получила, осуществляя основную деятельность, инвестиционную деятельность и финансовую деятельность.
Выручка от реализации – это деньги, полученные именно за продажу продукции. Она может быть двух видов:
- Валовая – сумма, полученная от продажи и внереализационных операций.
- Чистая выручка – деньги, оставшиеся после отчисления НДС, других налогов, возврата, скидок. Из чистой выручки в дальнейшем рассчитываются и выплачиваются дивиденды (при необходимости) и суммы, необходимые для развития компании.
Доход – это выручка, полученная за некоторый отрезок времени в результате реализации продукции. Из этой выручки вычитаются материальные затраты и некоторые налоги в соответствии с действующим законодательством.
Материальные затраты – это сумма, которая была израсходована на производство. Сюда же включаются амортизация основных средств, социальные и иные затраты, кроме расходов на оплату труда сотрудников.
Доход не включает поступления от физических лиц и других компаний. В случае, если доход является налогооблагаемым, остаток суммы после налогообложения делится на несколько частей:
- Фонды потребления – расходы на оплату труда персонала.
- Инвестиционный доход – денежные средства, полученные от инвестиционной деятельности.
- Страховой доход – сумма, необходимая на уплату страховых взносов.
Как рассчитать чистую прибыль организации
Для расчета чистой прибыли необходимо выполнить несколько последовательных этапов:
- Рассчитать количество средств, затраченных на изготовление товара, включая расходы на материалы и комплектующие.
- Рассчитать валовый доход, то есть из выручки вычесть производственные затраты, рассчитанные в первом пункте.
- Рассчитать чистую прибыль, то есть из валового дохода вычесть обязательные отчисления – налоги, сборы и прочее.
Факторы, влияющие на размер прибыли организации
Все факторы, влияющие на размер потенциальной прибыли, можно разделить на 2 группы:
- Внутренние.
- Внешние.
Внутренние зависят от деятельности компании, рекламы, управленческих и иных решений. К этой группе факторов относятся:
- Результативность торгового процесса.
- Изменение качества товара.
- Изменение объемов производства.
- Снижение расходов на производство продукции.
- Оптимальное использование имеющихся производственных мощностей.
- Расширение предлагаемого ассортимента.
- Эффективная реклама.
К внешним факторам относятся те, которые не зависят от деятельности предприятия и его руководства:
- Экологическая ситуация.
- Экономическая ситуация в регионе и мире.
- Природные особенности региона.
- Политическая обстановка в регионе, стране и мире.
Каждый из этих факторов потенциально может оказать влияние на доход компании как в положительную, так и в отрицательную сторону. От внешних и внутренних воздействий зависит, какую прибыль компания получит в результате своей деятельности.
Как увеличить прибыль компании
Существует 2 способа изменения (в данном случае увеличения) прибыли компании:
- Снижение себестоимости.
- Рост выручки, то есть увеличение объема продаж.
Более простой способ – снизить себестоимость. Рост производства требует дополнительных расходов, закупки дополнительного оборудования, найм сотрудников. Также придется заняться продвижением товара на другие сегменты рынка – если вы произведете больше, но не сможете продать, это лишь увеличит ваши издержки.
Уменьшение расходов является объективным процессом. Причина – не только в росте доходов, но и в конкурентной борьбе. Компания должна иметь возможность снизить стоимость производимого продукта или перейти на новый.
Снижение затрат достигается за счет следующих основных факторов:
- Достижение определенного уровня производительности.
- Оптимизация постоянных и переменных затрат компании.
- Оптимизация затрат на снабжение и реализацию продукции.
- Внедрение на предприятии управленческого учета.
- Достижение плановых показателей оборачиваемости средств, в первую очередь оборотных, а также их источников.
- Уменьшение уровня запасов.
- Минимизация потерь и расходов, не связанных с производством продукции.
Рост выручки и объема продаж может быть достигнут с помощью следующих ключевых факторов:
- Условия производства, позволяющие наращивать объемы, вводить инновационные технологии, при необходимости увеличивать ассортимент или переходить на кардинально иной продукт.
- Оптимизация цен.
- Гарантия отличного качества производимой продукции.
- Детальное соблюдение всех заключенных договоров – в этом случае люди придут к вам еще раз и посоветуют вашу компанию друзьям.
- Продвижение товара на новых рынках.
- Оптимизация и расширение сети дилеров.
- Эффективная деятельность менеджеров, связанная с продажей товара и поиском потенциальных клиентов.
Анализ изменения прибыли организации
В случае падения прибыли проводится анализ ее изменения и разыскиваются дополнительные резервы. В процессе анализа делается следующее:
- Происходит оценка эффективности финансовой деятельности и выполнения поставленных производственных заданий.
- Анализ структуры и составляющих прибыли предприятия.
- Анализ факторов, которые влияют на формирование и получение дохода.
- Анализ и оценка эффективности распределения денежных средств на производстве. Одно из условий – деньги должны распределяться пропорционально.
- Выявление и расчет имеющихся резервов.
На основе проведенного анализа формируется отчет и просчитывается несколько вариантов повышения эффективности компании, в зависимости от выбранного способа, стиля руководства, готовности идти на компромиссы и дополнительные затраты. Здесь важно знать, что относится к прибыли и можно ли снизить влияние негативных факторов.
Статья подготовлена редакцией журнала "Коммерческий директор"