Успех работы организации обусловлен ее эффективным и мгновенным реагированием на внешние воздействия. Одной из успешных методик, оценивающих степень воздействия, служит SWOT-анализ (СВОТ-анализ).
Что такое SWOT-анализ
СВОТ-анализ (ситуационный анализ) – компонент исследований и важный этап формирования стратегических планов компании. Полученные с его помощью сведения используются при дальнейшей разработке целей и задач организации.
Аббревиатура SWOT:
- S – strengths (сильные стороны).
- W – weaknesses (слабости).
- О – opportunities (возможности).
- T – threats (угрозы).
Таким образом, SWOT-стратегия позволяет проанализировать сильные и слабые стороны компании, ее возможности в бизнесе и потенциальные угрозы, исходящие извне. «S» и «W» отображают внутреннее состояние организации, «О» и «Т» относятся к внешним факторам.
Методика позволяет понять, имеется ли в распоряжении организации достаточно возможностей и средств, чтобы осуществлять стратегию и противодействовать разрушительным факторам внешней среды, а также какие проблемы, требующие незамедлительного решения, стоят перед ней в данный момент.
- Впервые аббревиатура была предложена в 1963 году Кеннетом Эндрюсом – профессором Гарвардского университета – в ходе конференции по вопросам бизнес-политики.
- 2 года спустя четыре специалиста из Гарварда – Леранед, Кристенсен, Эндрюс и Гут – предложили сделать СВОТ-методику частью стратегического планирования организации. Они предложили акроним LCAG, составленный из первых букв фамилий авторов.
- В 1982-м профессор Хайнц Вайхрих предложил матрицу TOWS, ставшую впоследствии расширенной моделью СВОТ.
Применение SWOT-матрицы
Простота и широта применения методики дают возможность проанализировать последствия принимаемых решений. Основа для их принятия – оценка окружающей обстановки.
Кроме того, анализ можно применять в повседневной жизни. Например, полезно устраивать самоанализ-СВОТ для понимания собственных карьерных целей и направлений. Можно провести его перед собеседованием на работу, чтобы четко обозначить для себя свои конкурентные преимущества или недостатки.
Чтобы анализ по SWOT-матрице был эффективным, необходимо выполнить два условия:
- Важно правильно разделить внешние и внутренние факторы влияния, осознавать разницу между сильными сторонами организации и перспективами дальнейшего развития.
- Во многих случаях анализ стоит доверить независимым экспертам: они смогут взглянуть на факты объективно. Более того, можно привлечь несколько специалистов и делать выводы на основании усредненных полученных результатов.
Визуальное представление матрицы SWOT
По сути SWOT-матрица – это таблица, в которую аналитик вносит имеющиеся данные. Простейшая форма матрицы содержит всего четыре ячейки и выглядит следующим образом:
S (сильные стороны): … … |
W (слабые стороны): … … |
O (возможности): … … |
T (угрозы): … … |
Сильные стороны и возможности – позитивные факторы, слабости и угрозы – негативные. Аналогично сильные и слабые стороны организации – это ее внутренние факторы, возможности и угрозы – оценка обстоятельств, действующих на компанию извне.
Герой сериала «Кремниевая долина» объясняет, что такое swot-анализ и как составлять матрицу
Алгоритм составления схемы СВОТ-анализа
Первое, что нужно сделать – заготовить таблицу. По порядку необходимо проанализировать каждый пункт. Например, оценивая сильные стороны компании, важно сосредоточиться на трех составляющих: финансы, управление, бизнес-процессы.
Говоря о слабостях компании, анализируем следующие показатели:
- Маркетинговая политика.
- Политика продаж.
- Качество управления бизнес-процессами и человеческими ресурсами.
- Качество производственных процессов.
- Адекватность логистической системы и др.
Затем все сильные стороны, слабости, угрозы и возможности ранжируются по степени значимости – от самых актуальных и серьезных до незначительных. Важно придерживаться максимальной объективности, отбрасывая несущественное и надуманное.
Когда все пункты распределены по степени значимости, их заносят в соответствующем порядке в таблицу. После производится анализ действия факторов. Важно просчитать, как сильные стороны организации позволяют расширить ее возможности, к каким угрозам приводят слабости и наоборот.
Когда анализ закончен, разрабатываются планы по устранению угроз и недостатков, прорабатывается дальнейшая стратегия организации. Для этого составляется итоговая матрица SWOT-анализа:
SO |
Как сильные стороны компании расширят ее возможности |
Конкретные мероприятия по каждому направлению |
ST |
Как сильные стороны компании позволят свести к минимуму угрозы |
|
WO |
Как с помощью имеющихся возможностей преодолеть слабости организации |
|
WT |
Как уменьшить слабости компании для минимизации угроз |
Пример анализа по СВОТ матрице
Разберем анализ факторов для торговой фирмы N.
Сильные стороны:
|
Слабые стороны:
|
Возможности:
|
Угрозы:
|
На основании составленной матрицы, организация может предпринять следующие шаги:
- Провести грамотную работу с персоналом. Вовлеченность сотрудников, их заинтересованность в осуществлении продаж позволит увеличить прибыль, привлечь новых покупателей. Продажи должны приносить пропорциональный доход работникам организации. Кроме того, можно проводить семинары для сотрудников, обеспечить обратную связь с руководством. Это позволит увеличить доход компании и снизить текучесть кадров на предприятии (слабость становится сильной стороной).
- Компания находится на рынке уже 15 лет, известна качеством своей продукции, работает с надежными поставщиками. Следовательно, грамотная маркетинговая политика позволит донести эту информацию до большего количества покупателей и поднять прибыль от продаж (сильные стороны открывают возможности).
- Компания обладает качественным оборудованием, в ней трудятся грамотные специалисты. Значит, есть возможности для расширения ассортимента и роста продаж. Это позволит снизить конкурентоспособность компании Х, так как ее сегмент продукции более узок. Расходы на производство быстро окупятся за счет роста покупательской способности и расширения рынка продаж (сильные стороны нейтрализуют угрозу).
- Расширение ассортимента и грамотный маркетинг позволят вывести компанию N за пределы области, расширив тем самым рынок сбыта (слабости становятся возможностями).
Плюсы и минусы SWOT-матрицы
Преимущества ситуационного анализа:
- Универсальность. Анализ можно использовать в различных экономических областях и сферах менеджмента. Методику можно применять для анализа объектов любого уровня: организация, город, государство и т.д.
- Гибкость. СВОТ-анализ позволяет свободно выбирать, какой компонент подвергнется оценке. К примеру, компанию можно проанализировать только с позиции работы персонала или оснащенности производства. Кроме того, методика применима как для продолжительного стратегического планирования, так и для краткосрочного.
- Простота. Анализ СВОТ не требует профессиональных знаний и образования.
Минусы методики:
- Обобщенность. Конкретные стратегические меры придется прорабатывать отдельно.
- Поверхностность. При СВОТ-анализе обычно невозможно изучить детальную взаимосвязь между значимыми факторами.
- Статичность. Методика не дает представления о том, как будет выглядеть ситуация в динамике.
- Субъективность. На результаты анализа влияют знания и взгляды того, кто его проводит. Для грамотного и объективного анализа нужно использовать множество информационных ресурсов.
При тщательном подходе, благодаря простоте и универсальности методики, составление СВОТ-матрицы – это возможность эффективно оценить положение компании и влияние факторов.