×
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
и скачать материал
Зарегистрироваться
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
и скачать материал
Зарегистрироваться
-

Матрица SWOT: алгоритм и пример составления

26 июня 2023
6370
Средний балл: 0 из 5
главный редактор Системы Продажи (Актион Управление)

Успех работы организации обусловлен ее эффективным и мгновенным реагированием на внешние воздействия. Одной из успешных методик, оценивающих степень воздействия, служит SWOT-анализ (СВОТ-анализ).


Матрица SWOT: алгоритм и пример составления

Что такое SWOT-анализ

СВОТ-анализ (ситуационный анализ) – компонент исследований и важный этап формирования стратегических планов компании. Полученные с его помощью сведения используются при дальнейшей разработке целей и задач организации.

Аббревиатура SWOT:

  • S – strengths (сильные стороны).
  • W – weaknesses (слабости).
  • О – opportunities (возможности).
  • T – threats (угрозы).

Матрица SWOT: алгоритм и пример составления

Таким образом, SWOT-стратегия позволяет проанализировать сильные и слабые стороны компании, ее возможности в бизнесе и потенциальные угрозы, исходящие извне. «S» и «W» отображают внутреннее состояние организации, «О» и «Т» относятся к внешним факторам.

Методика позволяет понять, имеется ли в распоряжении организации достаточно возможностей и средств, чтобы осуществлять стратегию и противодействовать разрушительным факторам внешней среды, а также какие проблемы, требующие незамедлительного решения, стоят перед ней в данный момент.

  • Впервые аббревиатура была предложена в 1963 году Кеннетом Эндрюсом – профессором Гарвардского университета – в ходе конференции по вопросам бизнес-политики.
  • 2 года спустя четыре специалиста из Гарварда – Леранед, Кристенсен, Эндрюс и Гут – предложили сделать СВОТ-методику частью стратегического планирования организации. Они предложили акроним LCAG, составленный из первых букв фамилий авторов.
  • В 1982-м профессор Хайнц Вайхрих предложил матрицу TOWS, ставшую впоследствии расширенной моделью СВОТ.

Применение SWOT-матрицы

Простота и широта применения методики дают возможность проанализировать последствия принимаемых решений. Основа для их принятия – оценка окружающей обстановки.

Кроме того, анализ можно применять в повседневной жизни. Например, полезно устраивать самоанализ-СВОТ для понимания собственных карьерных целей и направлений. Можно провести его перед собеседованием на работу, чтобы четко обозначить для себя свои конкурентные преимущества или недостатки.

Чтобы анализ по SWOT-матрице был эффективным, необходимо выполнить два условия:

  1. Важно правильно разделить внешние и внутренние факторы влияния, осознавать разницу между сильными сторонами организации и перспективами дальнейшего развития.
  2. Во многих случаях анализ стоит доверить независимым экспертам: они смогут взглянуть на факты объективно. Более того, можно привлечь несколько специалистов и делать выводы на основании усредненных полученных результатов.

Визуальное представление матрицы SWOT

По сути SWOT-матрица – это таблица, в которую аналитик вносит имеющиеся данные. Простейшая форма матрицы содержит всего четыре ячейки и выглядит следующим образом:

S (сильные стороны):

W (слабые стороны):

O (возможности):

T (угрозы):

Сильные стороны и возможности – позитивные факторы, слабости и угрозы – негативные. Аналогично сильные и слабые стороны организации – это ее внутренние факторы, возможности и угрозы – оценка обстоятельств, действующих на компанию извне.

Герой сериала «Кремниевая долина» объясняет, что такое swot-анализ и как составлять матрицу

Алгоритм составления схемы СВОТ-анализа

Первое, что нужно сделать – заготовить таблицу. По порядку необходимо проанализировать каждый пункт. Например, оценивая сильные стороны компании, важно сосредоточиться на трех составляющих: финансы, управление, бизнес-процессы.

Говоря о слабостях компании, анализируем следующие показатели:

  • Маркетинговая политика.
  • Политика продаж.
  • Качество управления бизнес-процессами и человеческими ресурсами.
  • Качество производственных процессов.
  • Адекватность логистической системы и др.

Затем все сильные стороны, слабости, угрозы и возможности ранжируются по степени значимости – от самых актуальных и серьезных до незначительных. Важно придерживаться максимальной объективности, отбрасывая несущественное и надуманное.

Когда все пункты распределены по степени значимости, их заносят в соответствующем порядке в таблицу. После производится анализ действия факторов. Важно просчитать, как сильные стороны организации позволяют расширить ее возможности, к каким угрозам приводят слабости и наоборот.

Когда анализ закончен, разрабатываются планы по устранению угроз и недостатков, прорабатывается дальнейшая стратегия организации. Для этого составляется итоговая матрица SWOT-анализа:

SO

Как сильные стороны компании расширят ее возможности

Конкретные мероприятия по каждому направлению

ST

Как сильные стороны компании позволят свести к минимуму угрозы

WO

Как с помощью имеющихся возможностей преодолеть слабости организации

WT

Как уменьшить слабости компании для минимизации угроз

система гендир

В Системе Продажи есть ответы даже на сложные вопросы

Пример анализа по СВОТ матрице

Разберем анализ факторов для торговой фирмы N.

Сильные стороны:

  • Присутствие на рынке в течение 15 лет.
  • Эффективность производственных процессов.
  • Высокое качество оборудования и продукции.
  • Грамотно подобранный персонал.
  • Большое количество проверенных поставщиков.

Слабые стороны:

  • Недостаточная мотивированность персонала.
  • Высокая текучесть кадров.
  • Отсутствие качественной системы маркетинга.
  • Слабая обратная связь сотрудников с руководством фирмы.
  • Узость ассортимента.

Возможности:

  • Рост уровня жизни населения, позволяющий большему количеству людей приобретать продукцию компании.
  • Возможность расширения рынка сбыта за пределы региона.
  • Привлечение новых покупателей за счет расширения ассортимента компании.

Угрозы:

  • Молодая компания Х со схожей продукцией, набирающая обороты на рынке и создающая риск конкуренции.
  • Рост расходов на производство.

На основании составленной матрицы, организация может предпринять следующие шаги:

  • Провести грамотную работу с персоналом. Вовлеченность сотрудников, их заинтересованность в осуществлении продаж позволит увеличить прибыль, привлечь новых покупателей. Продажи должны приносить пропорциональный доход работникам организации. Кроме того, можно проводить семинары для сотрудников, обеспечить обратную связь с руководством. Это позволит увеличить доход компании и снизить текучесть кадров на предприятии (слабость становится сильной стороной).
  • Компания находится на рынке уже 15 лет, известна качеством своей продукции, работает с надежными поставщиками. Следовательно, грамотная маркетинговая политика позволит донести эту информацию до большего количества покупателей и поднять прибыль от продаж (сильные стороны открывают возможности).
  • Компания обладает качественным оборудованием, в ней трудятся грамотные специалисты. Значит, есть возможности для расширения ассортимента и роста продаж. Это позволит снизить конкурентоспособность компании Х, так как ее сегмент продукции более узок. Расходы на производство быстро окупятся за счет роста покупательской способности и расширения рынка продаж (сильные стороны нейтрализуют угрозу).
  • Расширение ассортимента и грамотный маркетинг позволят вывести компанию N за пределы области, расширив тем самым рынок сбыта (слабости становятся возможностями).

Плюсы и минусы SWOT-матрицы

Преимущества ситуационного анализа:

  • Универсальность. Анализ можно использовать в различных экономических областях и сферах менеджмента. Методику можно применять для анализа объектов любого уровня: организация, город, государство и т.д.
  • Гибкость. СВОТ-анализ позволяет свободно выбирать, какой компонент подвергнется оценке. К примеру, компанию можно проанализировать только с позиции работы персонала или оснащенности производства. Кроме того, методика применима как для продолжительного стратегического планирования, так и для краткосрочного.
  • Простота. Анализ СВОТ не требует профессиональных знаний и образования.

Минусы методики:

  • Обобщенность. Конкретные стратегические меры придется прорабатывать отдельно.
  • Поверхностность. При СВОТ-анализе обычно невозможно изучить детальную взаимосвязь между значимыми факторами.
  • Статичность. Методика не дает представления о том, как будет выглядеть ситуация в динамике.
  • Субъективность. На результаты анализа влияют знания и взгляды того, кто его проводит. Для грамотного и объективного анализа нужно использовать множество информационных ресурсов.

При тщательном подходе, благодаря простоте и универсальности методики, составление СВОТ-матрицы – это возможность эффективно оценить положение компании и влияние факторов.

logo
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.