Персонал магазина – это лицо фирмы, люди, которые обслуживают клиентов, продают товар и приносят прибыль. От того, насколько эффективно работает персонал, зависит, сможет ли магазин развиться до торговой сети или просто разорится.
Вы узнаете:
- Как набирать персонал в розничный магазин.
- На что обращать внимание при управлении персоналом магазина.
- Как мотивировать сотрудников на успех и анализировать их работу.
Какой персонал нужен в магазине
Управление персоналом магазина – достаточно сложная задача с множеством подводных камней. Именно от грамотной работы управленцев зависит, будет ли предприятие прибыльным или закроется в ближайшей перспективе.
Виды персонала в магазинах
Классификация персонала любой организации – это распределение всех сотрудников по группам в соответствии с заданными признаками. Это позволяет более эффективно управлять персоналом в магазине.
Структура персонала магазина в соответствии с участием в торгово-технологическом процессе включает в себя основных и вспомогательных сотрудников.
Основной персонал |
Это работники магазина, непосредственно занятые в реализации потребительских товаров. В эту категорию входят продавцы, кассиры, администраторы. |
Вспомогательные сотрудники |
Это грузчики, уборщики, водители и иные работники, не занимающиеся непосредственно реализацией товара, но обеспечивающие деятельность магазина. |
Одна из основных задач кадрового менеджмента – объединить усилия основного и вспомогательного персонала и направить их на достижение общей цели магазина или сети магазинов.
Для удобства обе категории объединяют в линейный персонал – это фактически все работники, из которых состоит штат магазина, за исключением руководителя высшего звена.
Схематично структуру среднего розничного магазина можно изобразить следующим образом:
Подбор персонала магазина
С чего начать найм персонала? Первый шаг, который необходимо сделать перед подбором персонала – определиться, кому это можно доверить. Крупные сети доверяются профессионалам – HR-менеджерам.
HR составляет описание вакансии и связывается с потенциальными соискателями. Он же делает большую часть «черновой» работы – анализирует базы вакансий, связывается с центром занятости, проводит отбор потенциальных сотрудников по заданным параметрам. Магазин проводит окончательное собеседование с отобранными кадрами.
Основной нюанс состоит в том, что HR-менеджер берет деньги за подбор сотрудника, который проходит испытательный срок, но не дает гарантию, что этот сотрудник не уйдет на следующий день после прохождения испытательного срока.
Второй вариант – самостоятельный подбор. Это бесплатный вариант – тратится лишь собственное время. Большинство неподходящих кандидатов отсеиваются на этапе прочтения резюме, и лишь отдельные люди доходят до собеседования. Самостоятельный подбор подходит, если вы точно знаете, какой именно сотрудник вам нужен, каким требованиям он должен соответствовать и какие функции исполнять.
Как мотивировать персонал магазина
Как проверить, эффективна ли схема мотивации сотрудников, принятая в компании? Для этого посмотрите в Системе Продажи, какой стратегии развития бизнеса — роста, стабильности или выживания — вы придерживаетесь. Каждой стратегии подходят собственные методы поощрения продавцов. От чего они зависят и как проследить действие системы мотивации?
Торговый персонал магазина: требования и обязанности
Ко всем сотрудникам розничного магазина предъявляются стандартные требования:
- Умение продавать товар.
- Соблюдение трудовой дисциплины.
- Соблюдение субординации при выполнении своих обязанностей.
- Коммуникабельность и квалификация.
Персонал магазина обязан соблюдать график работы, избегать опозданий, уходов с работы без разрешения непосредственного начальства. Если сотрудник не может выйти на работу, он обязан предупредить руководителя. Также работникам магазина запрещено появление на рабочем месте в состоянии опьянения.
Ознакомиться с подробным перечнем требований и обязанностей можно в ГОСТ Р 51305-99 «Розничная торговля. Требования к обслуживающему персоналу».
Управление персоналом магазина
Система управления персоналом магазина – многоаспектный процесс, который включает в себя:
Стратегическую работу |
Персонал должен отдавать себе отчет в том, что может ожидать ваш магазин в дальнейшем. |
Организация персонала в магазине |
Кадровый состав выстраивается таким образом, чтобы все бизнес-процессы работали предельно эффективно и без сбоев. |
Распоряжения |
Сотрудники должны точно знать, что, как и в какой срок они должны сделать. |
Стимулирование и мотивация |
Сотрудники должны понимать, ради чего они работают. |
Контроль персонала |
Анализ работы магазина в целом и каждого отдельного продавца в частности с принятием соответствующих управленческих и кадровых решений. |
Работа с персоналом магазина
Рассмотрим некоторые нюансы работы с персоналом магазина, в зависимости от реализуемого продукта.
Персонал розничного магазина одежды – это лицо компании
В должностных обязанностях должны быть прописаны опрятность, аккуратность, вежливость. Продавец должен замечать грязь в торговом зале и своевременно ее устранять, интересоваться модой и быть в курсе последних новинок.
Персонал магазина продуктов должен быть выносливым и стрессоустойчивым
В течение рабочего дня сотрудники вынуждены общаться с множеством людей, среди которых есть и неприятные личности. Слово «выносливость» в должностной инструкции не пишется, но можно указать отдельным пунктом, что от сотрудника требуется умение работать с людьми в стрессовых условиях. Сотрудники должны знать все, что необходимо в повседневной работе – как хранить товар, маркировать, принимать, списывать в случае истечения срока хранения и т.д. Если это необходимо, организуется обучение персонала продуктового магазина.
Рабочий персонал ювелирного магазина
Помимо презентабельного внешнего вида, продавец должен иметь достаточно хорошие знания драгоценных камней и металлов, быть хорошим психологом, уметь действовать сообразно обстоятельствам – например, оперативно жать тревожную кнопку в случае нападения, выявлять подозрительных лиц и сообщать о них руководству или охранникам.
Требования к персоналу книжного магазина
Достаточно хорошо разбираться в литературе. Многие люди не знают, что они хотят купить, и просят «что-нибудь почитать». Потому одна из форм мотивации продавцов – посещение встреч с известными писателями и обзорных лекций по мировой литературе.
Стимулирование персонала магазина
Чтобы персонал в магазине в полной мере выкладывался в работе с клиентами, его необходимо замотивировать. Форма мотивации зависит от конкретного магазина.
К примеру, можно задать материальное стимулирование в размере 5-7 процентов от чека и предоставить корпоративную скидку на продукцию магазина.
Нематериальные формы мотивации для лучших продавцов – повышение квалификации, посещение тренингов и мастер-классов.
Материальное стимулирование зависит от поставленных перед персоналом задач и вида магазина. Это может быть процент от выручки или балльно-рейтинговая система оплаты труда.
Анализ персонала магазина
От рабочих характеристик персонала магазина зависит прибыль. К примеру, если в магазине падает выручка, при этом рынок стабилен, конкурентов поблизости нет, а поставщики предлагают тот же самый товар по той же цене, вина лежит на продавце. В этом случае падение продаж фиксируется по трем основным причинам:
- Продавцы не продают товар всем желающим.
- Покупателям не предлагаются дополнительные товары.
- Продавцы не успевают обслужить всех желающих.
Универсальный показатель, позволяющий дать оценку работе персонала магазина за период – это средний чек. Это выручка за рабочий день или иной период, разделенная на число чеков. В отличие от обычной величины выручки этот показатель отличается тем, что величина зависит от ряда сопутствующих факторов – например, рекламы, цены, качества товара.
Как повысить средний чек, если клиенты не знают, чего хотят
Мы опросили бизнесменов и выяснили, какие современные тактики помогают увеличить средний чек и частоту покупок постоянных клиентов. Советы и практические кейсы вы найдете в статье Системы Продажи.
Чтобы понять причину снижения среднего чека, используются цена позиции и среднее число позиций. Цена позиции – это выручка за период, разделенная на число строк в чеках. Если на выходе получается высокая цена позиции, значит, продавец реализует более дорогой товар.
Очень важным показателем является также конверсия, или отношение посетителей торгового зала к числу чеков. Иными словами, стали ли посетители покупателями. С помощью этого показателя можно определить, эффективно ли продавцы предлагают товары и услуги потенциальным клиентам.
Численность персонала магазина
Чтобы определить оптимальную численность персонала магазина по списку, придется тщательно проанализировать несколько параметров:
- Проходимость торговой точки – число посетителей с разбивкой по дням недели и часам. Этот показатель позволяет определить, в какие дни и часы в магазине наибольшая нагрузка. Такие часы и дни индивидуальны для каждого магазина. Пример – в таблице.
- Площадь торговой точки. Конкретные нормативы не устанавливаются. Практический опыт говорит о том, что оптимально, если один продавец обслуживает площадь примерно в сто квадратных метров.
- Выручка. Здесь все зависит от того, какой товар продается, где расположен магазин, есть ли проходимость, какова специфика региона. К примеру, продавец одежды или бытовой техники в крупном городе-миллионнике при среднем чеке 7-9 тысяч рублей может принести около миллиона в месяц. Если пересчитать показатель на выручку на одного консультанта в час, можно связать показатель с трафиком клиентов и оценить, в какой момент стоит выпустить дополнительный персонал.
- Способ продажи товара. Если в магазине практикуется самообслуживание, контакты продавцов и покупателей минимальны. Задача персонала – представить весь товар в зале. При индивидуальном обслуживании оптимальная численность персонала рассчитывается по пиковым нагрузкам – это позволит сберечь максимальное количество клиентов.
- Число касс. В небольших магазинах, до 100-200 квадратных метров, вводить должность кассира не всегда целесообразно. Обязанности может выполнять и обученный продавец. В магазинах самообслуживания чаще всего в магазине есть отдельный кассир, либо сотрудник, совмещающий эту должность с должностью продавца (продавец-кассир).
- Особенности трудового законодательства. Здесь важно понимать пару нюансов:
-
- Магазин не имеет права оформлять всех своих сотрудников на неполную ставку. Контролирующий орган может расценить это как сокрытие занятости.
- Если сотрудники принимаются на полную занятость, компания обязана обеспечить им выработку всей нормы в зависимости от производственного календаря. Например, недельная норма составляет сорок часов.