Основой успешной деятельности рабочего коллектива является соблюдение норм этики делового общения. Сотрудничество, построенное на этических правилах, формирует комфортную рабочую обстановку и поддерживает уровень мотивации кадров.
Что такое этика делового общения
Американский публицист Д. Карнеги в 1930-х годах отметил, что профессиональный успех человека:
- на 30 % зависит от навыков и знаний;
- на 80 % зависит от делового сотрудничества.
Чтобы разобраться в данном понятии, обратимся к термину «этика». Это наука, которая изучает принципиальные правила, нормы и основы социальной нравственности.
Существует несколько видов этики и этических стандартов:
- честность,
- ответственность,
- единство,
- справедливость,
- уважение.
Деловое общение – это сотрудничество, в котором над личностными конфликтами и расхождениями преобладают деловые интересы. Это сложный многоуровневый процесс налаживания контактов между участниками служебной деятельности.
Участники процесса:
- имеют официальный статус;
- нацелены на выполнение определенных задач и достижение результата.
Различают следующие идеологии делового общения:
- идеология личности,
- идеология профессионализма,
- идеология гражданина.
Неотъемлемой составляющей делового общения является этикет. Это комплекс негласных и специфических норм и порядков поведения участников коллектива в социуме, благодаря которому изначально берется во внимание статус собеседника. Функция делового этикета – формирование правил, влияющих на взаимное понимание общества.
К стандартам этикета относятся:
- стандарты обращения,
- соблюдение субординации,
- использование правил приветствия,
- соблюдения правил представления кадра,
- наличие визитки – главного атрибута,
- применение подарочных элементов как символа дружеского отношения к собеседнику,
- грамотное ведение телефонных переговоров.
Деловой этикет в период пандемии: правила поведения для руководителя
Как справиться с неловкими ситуациями, чтобы коллеги и подчиненные не чувствовали себя некомфортно, когда вы держитесь на расстоянии или не протягиваете в ответ руку, общаетесь по видеосвязи или в мессенджерах, расскажет редакция «Коммерческого директора».
Этика и этикет – тесно взаимосвязанные и в то же время принципиально разные понятия.
|
Этика |
Этикет |
Определение |
Комплекс нравственных стандартов, регулирующих сотрудничество и взаимоотношения людей. |
Установленный порядок делового сотрудничества. |
Составляющие |
|
|
Этика делового общения – это перечень правил, порядков, норм и принципов профессиональной и деловой деятельности, которые регламентируют деятельность руководства и подчиненных:
Этика делового общения включает в себя:
- Комплекс общепринятых и негласных стандартов, разработанный для людей, ежедневно работающих над общим делом.
- Науку о морали и нравственных принципах, которая определяет роль человека в обществе.
Цель этики делового общения на предприятии – коммуникация и взаимодействие нескольких людей для решения общего вопроса или достижения единого результата.
Этика делового общения включает компоненты направления, среди которых:
- философия компании,
- служебные взаимные отношения,
- стиль управления и руководства,
- решение и урегулирование конфликтных ситуаций.
В основе этики делового общения лежит следующий порядок действий:
- налаживание контакта,
- изучение проблемы,
- обсуждение проблемы,
- выбор способа решения проблемы,
- завершение контакта.
Налаживание контакта, в свою очередь, состоит из следующих этапов:
- потребность в получении и изучении информационных данных;
- осознание ситуации и мотивов сотрудничества;
- определение личных качеств оппонента;
- планирование, прогнозирование и построение диалога и стиля поведения;
- подбор речевых оборотов, слов и разговорных фраз;
- анализ достижения результатов сотрудничества;
- подбор способа коммуникации.
Без этических норм делового общения рабочие отношения превращаются в беспорядочный взаимный обмен данными.
Каждый участник рабочего процесса по-своему воспринимает:
- окружающую обстановку,
- коллег и сотрудников,
- руководителей и начальство,
- подчиненных.
Соблюдение делового этикета позволяет минимизировать влияние мировосприятия на рабочий процесс как внутри коллектива, так и во внешнем сотрудничестве (между отделами или филиалами).
Эффективность этики делового общения определяется:
- отношением работника к рабочему процессу,
- уровнем квалификации и подготовки кадра,
- осознанием собственной ответственности,
- умением следовать озвученным словам.
Деловая этика рассматривает вопросы, касающиеся внутреннего мира человека.
Принципы этики делового общения
Различают следующие принципы этики делового общения:
- Ответственность бизнеса. Она не ограничивается интересами инвесторов. Ответственность учитывает интересы каждого участника профессиональных отношений.
- Финансовое и социальное воздействие бизнеса. Это поощрение инновационных внедрений, тяга к справедливости и мирному сообществу.
- Деловое поведение. Это путь от духа законодательства к духу доверия.
- Уважение установленных правил.
- Постановка и исполнение только долгосрочных целей.
- Решение задач честным и добросовестным способом.
- Поддержание разностороннего торгового сотрудничества.
- Оберегание окружающей среды.
- Поддержание взаимопомощи в коллективе.
- Избегание нелегальных действий.
Профессиональные отношения регулирует кодекс предпринимательской этики. В нем также описываются принципы деловой этики:
- Принцип личности. Честь, достоинство и свобода слова гражданина – главнее всего. Уважение к другим участникам деятельности – основа самоуважения. За хорошие и плохие поступки всегда воздается.
- Принцип профессионала. Критерий успешной деятельности – прибыль. Гарантиями прибыльности являются качество реализуемой продукции, использование современных методов делового общения, репутация надежного партнера. Основа профессионального сотрудничества – взаимодоверие. Надежный партнер тот, кто получает выгоду от сделки. Будь тем, каким бы ты хотел видеть идеального партнера. Конкуренция – двигатель деятельности. Стремление уничтожить конкуренцию – якорь профессиональной деятельности.
- Принцип гражданина РФ. Не устраивают порядки и правила – меняй или соблюдай. Делись благами с менее успешными людьми. Следуй социальной справедливости.
- Принцип гражданина планеты. Нет ничего лучше планеты. Преступления и коррумпированность процветают за счет человеческого страха людей. Представители других государств не хуже, они просто другие. У всех общие проблемы.
6 принципов сформулировала Д. Ягер – доктор социологических наук:
- Делать вовремя. Делайте все в срок, соблюдайте пунктуальность, следуйте календарю. Опоздания говорят о ненадежности личности и невозможности передать ему часть поручений и задач. Выполнение обязанностей в строго определенный срок – главный принцип трудовой деятельности.
- Не говорить лишнего. Следите за своей речью и представляйте последствия. Храните коммерческую тайну компании, не рассказывайте слова коллег и руководства. Данные о деятельности компании и сотрудников не должны передаваться посторонним лицам. Утечка данных может причинить вред коллективу, руководству и всей компании.
- Соблюдайте любезность и доброжелательность. Старайтесь быть вежливыми и оптимистичными. В независимости от придирок клиентов, заказчиков и партнеров проявляйте дружелюбие. Вежливое и дружелюбное общение – это залог гармоничной деятельности компании. Выходить из конфликтных ситуаций следует спокойно, без повышенных тонов и оскорблений.
- Думайте о других. Проявляйте сочувствие к заказчикам, понимайте их потребности, уделяйте им внимание. Это распространяется и на коллег с руководителями. Уважайте мнение окружающих. Старайтесь разобраться в их точках зрения, старайтесь меньше конфликтовать. Внимание к окружающим поможет сформировать дружескую атмосферу и создать сплоченный коллектив. Осознание проблем людей и способность разобраться в проблеме позволят избежать ссор и конфликтных ситуаций.
- Одевайтесь соответственно. Первое впечатление формируется на первой встрече. Приглядывайтесь к окружающим и выбирайте образцы для подражания. Соответствие внешнего вида текущей специальности позволит гармонично влиться в часть нового коллектива. Опрятный внешний вид и правильно подобранная одежда с аксессуарами вызовут доверие общества.
- Соблюдайте стиль речи. Умейте четко и правильно выражать свою мысль как устным, так и письменным способом. Излагайте текст грамотно и без ошибок. Умение грамотно оформлять документы и вести переговоры без бранных фраз позволит наладить выполнение трудовых обязанностей и общественную жизнь.
Правила этики делового общения
Для достижения целей профессионального сотрудничества были разработаны правила этики делового общения. Главным правилом делового этикета является приветливое, дружелюбное и предупредительное отношение к коллективу, коллегам, партнерам и руководству. Дружеское отношение не должно зависеть от личных симпатий и конфликтов.
Процесс коммуникации с собеседником будет более приятным и ясным, если понимать особенности поведения и черты его характера.
Правилами и базой деловой коммуникации являются:
- честность,
- порядочность,
- ответственность,
- совесть,
- дружелюбие,
- долг.
Эти черты придадут трудовым взаимоотношениям нравственный оттенок.
Еще одно правило делового этикета – регламент профессиональной коммуникации и внимание к речи. Сотрудники должны обязательно соблюдать речевой этикет и стандарты языкового поведения, позволяющие урегулировать этикетные ситуации:
- элементы приветствия,
- просьбы,
- благодарность,
- извинения.
Устойчивые выражения языкового поведения подбираются с учетом общественных, возрастных, демографических и психологических критериев.
Для решения профессиональных конфликтных ситуаций разработан четкий порядок действий. Следование порядку позволяет урегулировать конфликт в моральном и законодательном поле.
Алгоритм включает следующие этапы:
- определение моральной и этической составляющей;
- проверка соответствия действий требованиям профессионального кодекса;
- сравнение и сопоставление этических норм;
- достижение соответствия требований нравственности и порядочности,
проверка отзывов и общественной позиции.
Сотрудничество, как и взаимодействие, предусматривает установление контакта между людьми, обмен информацией, построение совместной деятельности. Чтобы этот процесс происходил беспроблемно, он должен включать несколько этапов:
- Знакомство и налаживание контакта. Этап предполагает понимание оппонента и собственное представление.
- Ориентация в процессе коммуникации, осмысление ситуации, наличие пауз.
- Обсуждение интересующего вопроса.
- Решение вопроса.
- Завершение и выход из контакта.
Служебное сотрудничество должно строиться на партнерских началах. Оно должно учитывать взаимное запросы и деловые интересы.
Виды этики делового общения
Существует три вида этики делового общения. Каждый вид объединяют общие принципы и правила профессиональной коммуникации. В то же время каждый вид предусматривает особые стандарты сотрудничества.
Сверху вниз
Этот вид подразумевает взаимодействие начальника и подчиненного. Каждый руководитель стремится сформировать в коллективе комфортную обстановку. И хорошим инструментом для этого является самодисциплина руководства. Это мощный и сильный мотиватор для подчиненных, который влияет на эффективность деятельности всей организации. Только наладив собственное управление можно приступить к управлению другими.
Из привычек руководителя должны исчезнуть:
- непунктуальность,
- фамильярность,
- откладывание вопросов.
Главный навык – умение давать распоряжения.
Делать это можно несколькими способами:
- приказ,
- вопрос,
- просьба,
- запрос.
Все это позволит укрепить авторитет руководства и получить расположение работников.
Снизу вверх
Этот вид подразумевает общение подчиненного и начальника. Правила делового этикета должны соблюдать и работники. И одна из задач подчиненного – помощь руководителю в сохранении рабочей обстановки.
Подчиненный не должен управлять своим руководителем. Всегда должна соблюдаться субординация. Следует избегать категоричности. В то же время не стоит всегда и во всем соглашаться. Работник должен следовать своим обещаниям и избегать лжи. Честность и доверие – главный принцип деловой коммуникации.
По горизонтали
Этот вид подразумевает общение двух подчиненных. Права и обязанности работников должны быть четко разделены. Следует избегать чрезмерного делового соперничества. Уважение – превыше всего. Все вопросы и замечания должны выражаться в корректной форме. Не следует давать невыполнимых обещаний. Следует адекватно оценивать собственные возможности.
Пример этики делового общения
Современный социум разработал общепринятые стандарты этического поведения, которые позволяют правильно и честно вести трудовую деятельность. Реальная жизнь зачастую показывает несоответствующие примеры поведения общества с собственными особенностями. Такие примеры нарушают принципы деловой коммуникации.
Примеры такого поведения:
- уклонение от оплаты налоговых отчислений и добросовестного ведения предпринимательской деятельности;
- осуществление правовых нарушений с чувством безнаказанности;
- приписывание деловых характеристик несоответствующих реальности;
- несоблюдение авторских прав, копирование и плагиат;
- скрытие достоверных сведений с целью получения финансового дохода;
- раскрытие корпоративной тайны или предоставление ее конкурентам и сопутствующим структурам.
Выполнение личных запросов с нарушением прав остального общества – это основа неэтичного поведения.