-
-
-
×
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
и скачать материал
Зарегистрироваться
Зарегистрируйтесь на сайте и документ Ваш! Это бесплатно и займет всего минуту!

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
и скачать материал
Зарегистрироваться
-

Себестоимость продаж: как рассчитать и отразить в учете

3 января 2024
4267
Средний балл: 5 из 5
корпоративный юрист, автор портала kom-dir.ru (Актион Управление)

Одним из показателей эффективности компании является себестоимость реализованной продукции. Ее значение позволяет корректно оценить финансовый результат и рентабельность бизнеса. Как определить полную себестоимость продаж и отразить ее в бухгалтерском учете, рассказываем в этой статье.

Понятие себестоимости продаж

Себестоимость продаж – это сумма издержек, которую компания расходует на выпуск продукции за отчетный период времени. В данный показатель включают не только затраты на сырье и материалы, но и расходы на доставку, хранение, рекламу, реализацию товаров и оплату труда работников. Поэтому ее также называют полной себестоимостью товара, так как она отражает количество денежных средств, потраченных на изготовление и реализацию готового продукта.

Себестоимость продаж используется для определения рентабельности и прибыльности бизнеса. Для этого значение себестоимости сопоставляется с выручкой и оценивается, какая величина выше. Анализ показателей отражается в отчете о финансовых результатах предприятия и дает возможность оценить динамику и рост себестоимости продаж или, наоборот, ее снижение в разных отчетных периодах.

Себестоимость продаж и себестоимость производства​

Производственная себестоимость и себестоимость продаж предприятия соотносятся как часть и целое. Помимо прямых расходов, которые есть у предприятия на всех этапах производственного процесса, себестоимость продаж включает также дополнительные расходы – коммерческие затраты.

В некоторых случаях коммерческие затраты составляют значительную долю в общей массе издержек компании. Даже при дешевом производстве бизнес может оказаться нерентабельным, если затраты, направленные на сбыт продукции в разы превышают расходы на изготовление самого товара. Поэтому себестоимость продаж является эффективным показателем деятельности организации и напрямую влияет на прибыльность.

Производственная себестоимость не сравнивается с выручкой, а оценивается обычно сама по себе посредством разбивки процесса производства на отдельные этапы. Этот показатель дает возможность понять, на чем можно сэкономить при выпуске продукции: использовать более дешевое сырье, снизить расходы на зарплату сотрудникам или, например, уменьшить непроизводственные расходы.

Полная себестоимость товара анализируется в соотношении с выручкой и помогает оценить рентабельность бизнеса.

Как рассчитать минимально допустимую цену реализации

Узнайте из решения Системы Продажи, как задать минимальные цены для коммерческой службы, чтобы избежать продаж в убыток.

Приемы ценообразования

Выручка и себестоимость продаж

Выручка – это сумма доходов, которую компания получает от обычных видов деятельности – продажи товаров или оказания услуг. Самый простой способ рассчитать этот показатель: умножить цену за единицу продукции на количество проданных товаров в отчетном периоде.

Для определения финансовых результатов бизнеса оценивают соотношение выручки и себестоимости продаж. Если доходы, полученные за реализацию продукции, больше затрат на ее производство и продажу, то предприятие можно считать прибыльным. И наоборот – если сумма выручки меньше себестоимости продаж, бизнес несет убытки.

Пример того, как отражается в отчете о финансовых результатах выручка, себестоимость и чистая прибыль компании:

Себестоимость продаж: как рассчитать и отразить в учете

Составляющие себестоимости продаж

Состав полной себестоимости может отличаться в зависимости от вида и специфики деятельности компании, категории производимых товаров, региона и других факторов. Поэтому расчет финансовых показателей производят индивидуально. Например, средняя себестоимость продаж производственного предприятия включает расходы на:

  • сырье и материалы, которые используются для изготовления продукции;
  • амортизацию основных средств;
  • зарплату сотрудникам, включая страховые отчисления и налоги;
  • рекламу и продвижение готовой продукции;
  • хранение, складирование и транспортировку;
  • аренду производственных и складских помещений;
  • оплату комиссий, лицензий и патентов;
  • иные административные и непроизводственные издержки.

В разных отчетных периодах состав себестоимости, соотношение различных ее компонентов и общая сумма расходов будет меняться. Это зависит от количества запасов, которые есть на предприятии в начале нового отчетного периода, от уровня инфляции, наличия кредитов и ставок по ним, текучки кадров и технического оснащения производства.

Своевременный расчет себестоимости и оценка показателей позволяет вовремя скорректировать стратегию, выявить статьи издержек, на которых можно сэкономить без потери качества продукта и не допустить снижения рентабельности бизнеса.

система гендир

В Системе Продажи есть ответы даже на сложные вопросы

Расчет себестоимости продаж

Для анализа себестоимости сначала нужно рассчитать ее величину. Есть несколько способов калькуляции:

Метод расчета себестоимости реализованной продукции

В чем особенность

Как рассчитать

Директ-костинг

В расчет входит только себестоимость производства изделия, и не учитываются общехозяйственные издержки.

Подходит для небольших предприятий с выпуском однородных изделий.

Себестоимость одного изделия = Общая сумма переменных издержек / количество выпущенных изделий в отчетном периоде

 

Попередельный (попроцессный) способ

Себестоимость рассчитывается на каждом этапе производства.

Используется на нефтяных, металлургических предприятиях, где изделие передается из цеха в цех и проходит несколько стадий изготовления.

Каждая стадия выработки учитывается при составлении финансового отчета.

 

Позаказный способ

 

Подходит для компаний, которые занимаются единичным или серийным производством.

Себестоимость рассчитывается на каждую партию или заказ. В расчет включаются общехозяйственные затраты.

Себестоимость = все затраты на определенный заказ / количество выпущенных изделий

Формулы себестоимости продаж

Самая простая формула для расчета полной себестоимости выглядит следующим образом:

Спол = ПР + КР,

где Спол – полная себестоимость или себестоимость продаж, ПРрасходы на производство, КР – коммерческие расходы или сумма затрат на реализацию.

В расходы включаются суммы, потраченные на сырье, энергоносители, амортизацию, заработную плату производственных и административных сотрудников, реализацию и обслуживание продаж.

Для более точного определения показателя себестоимости продаж суммируют все затраты затрат на выпуск продукции и при этом учитывают остатки нереализованной продукции на начало и конец отчетного периода. Формула расчета в таком случае выглядит так:

Спол = ПР + КР + (Онач – Ок),

где Спол – полная себестоимость или себестоимость продаж, ПР – расходы на производство, КРкоммерческие расходы, Онач – остатки нереализованной продукции на начало отчетного периода, Ок – остатки на конец отчетного периода.

Используя данную формулу, рассчитаем себестоимость продаж производственного предприятия на конкретном примере.

  1. По бухгалтерскому учету стоимость нереализованной продукции на начало периода составляла 50 000 рублей. А на конец периода – 30 000 рублей, при этом остатков в незавершенном производстве нет.
  2. Затраты на выпуск продукции составили – 630 000 рублей.

Наименование затрат

Сумма в отчетном периоде

Сырье и материалы

230 000

Зарплата сотрудникам

200 000

Отчисления с зарплаты

26 000

Амортизация основных средств

114 000

Электроэнергия

10 000

Теплоснабжение

20 000

Прочие затраты

30  000

  1. В указанном отчетном периоде также проводилась рекламная кампания продукции. На продвижение и услуги smm-специалиста предприятие потратило 75 000 рублей.
  2. Вычисляем полную себестоимость реализованных изделий:

Спол = 630 000 + 75 000 + 50 000 – 30 000 = 725 000 рублей

Для торговой организации формула расчета будет несколько отличаться от формулы для производственного предприятия, но суть вычислений останется прежней:

Спол = ПТ + ПЗ + (Знач – Зок),

где Спол – полная себестоимость или себестоимость продаж, ПТ – сумма чистых покупок товара для реализации, ПЗ – прямые затраты, Знач – запасы нереализованных товаров на начало периода, Зок – запасы на окончание периода.

Инструкция: как проверить цену реализации для нового товара

В рекомендации Системы Продажи – инструкция, которая поможет оценить, покрывает ли предложенная менеджерами по продажам цена расходы компании на разработку, производство и реализацию нового товара и обеспечивает ли требуемую рентабельность.

Сохранить инструкцию

Бухгалтерский учет себестоимости продаж​

В бухгалтерском учете для обобщения информации о доходах и расходах предприятия, а также для определения финансового результата по ним используется счет 90 – «Продажи». Например, на этом счете отражаются выручка и себестоимость по готовой продукции и полуфабрикатам собственного производства, работам и услугам промышленного и непромышленного характера и покупным изделиям.

К счету 90 может быть открыт субсчет 90-2 «Себестоимость продаж». На нем учитывается себестоимость продаж, по которым на субсчете 90-1 «Выручка» признана выручка.

Списание себестоимости продаж в дебет счета 90, субсчет 90-2 происходит со счетов:

  • 20 «Основное производство»;
  • 23 «Вспомогательные производства»;
  • 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»;
  • 40 «Выпуск продукции, работ, услуг»;
  • 41 «Товары»;
  • 43 «Готовая продукция».

На субсчет 90-2 при закрытии показателей за месяц переносятся затраты, связанные с производством продукции или издержками в торговле.

Обратите внимание на счет 26 «Общехозяйственные расходы». В зависимости от учетной политики предприятия, эти издержки могут относиться:

  • напрямую в себестоимость продаж в качестве условно-постоянных – тогда списание со счета 26 происходит на субсчет 90-2;
  • к себестоимости произведенной продукции, оказанных услуг или выполненных работ – в таком случае со счета 26 они списываются в дебет счетов 20, 23 и 29.

 Подписка на журнал «Коммерческий директор»

logo
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.