Одним из показателей эффективности компании является себестоимость реализованной продукции. Ее значение позволяет корректно оценить финансовый результат и рентабельность бизнеса. Как определить полную себестоимость продаж и отразить ее в бухгалтерском учете, рассказываем в этой статье.
Понятие себестоимости продаж
Себестоимость продаж – это сумма издержек, которую компания расходует на выпуск продукции за отчетный период времени. В данный показатель включают не только затраты на сырье и материалы, но и расходы на доставку, хранение, рекламу, реализацию товаров и оплату труда работников. Поэтому ее также называют полной себестоимостью товара, так как она отражает количество денежных средств, потраченных на изготовление и реализацию готового продукта.
Себестоимость продаж используется для определения рентабельности и прибыльности бизнеса. Для этого значение себестоимости сопоставляется с выручкой и оценивается, какая величина выше. Анализ показателей отражается в отчете о финансовых результатах предприятия и дает возможность оценить динамику и рост себестоимости продаж или, наоборот, ее снижение в разных отчетных периодах.
Анна Крысанова, ведущий консультант департамента экономики и финансов дивизиона бизнес-решений IBS
Если себестоимость какого-либо вида продукции или услуг компании существенно увеличилась по сравнению с прошлыми периодами или планом, выясните причины, по которым это произошло. Подробнее о том, как применять факторный анализ и анализ по калькуляционным статьям для изучения причин изменения себестоимости отдельного вида продукции, – в рекомендации Системы Продажи.
Себестоимость продаж и себестоимость производства
Производственная себестоимость и себестоимость продаж предприятия соотносятся как часть и целое. Помимо прямых расходов, которые есть у предприятия на всех этапах производственного процесса, себестоимость продаж включает также дополнительные расходы – коммерческие затраты.
В некоторых случаях коммерческие затраты составляют значительную долю в общей массе издержек компании. Даже при дешевом производстве бизнес может оказаться нерентабельным, если затраты, направленные на сбыт продукции в разы превышают расходы на изготовление самого товара. Поэтому себестоимость продаж является эффективным показателем деятельности организации и напрямую влияет на прибыльность.
Производственная себестоимость не сравнивается с выручкой, а оценивается обычно сама по себе посредством разбивки процесса производства на отдельные этапы. Этот показатель дает возможность понять, на чем можно сэкономить при выпуске продукции: использовать более дешевое сырье, снизить расходы на зарплату сотрудникам или, например, уменьшить непроизводственные расходы.
Полная себестоимость товара анализируется в соотношении с выручкой и помогает оценить рентабельность бизнеса.
Как рассчитать минимально допустимую цену реализации
Узнайте из решения Системы Продажи, как задать минимальные цены для коммерческой службы, чтобы избежать продаж в убыток.
Выручка и себестоимость продаж
Выручка – это сумма доходов, которую компания получает от обычных видов деятельности – продажи товаров или оказания услуг. Самый простой способ рассчитать этот показатель: умножить цену за единицу продукции на количество проданных товаров в отчетном периоде.
Для определения финансовых результатов бизнеса оценивают соотношение выручки и себестоимости продаж. Если доходы, полученные за реализацию продукции, больше затрат на ее производство и продажу, то предприятие можно считать прибыльным. И наоборот – если сумма выручки меньше себестоимости продаж, бизнес несет убытки.
Пример того, как отражается в отчете о финансовых результатах выручка, себестоимость и чистая прибыль компании:
Составляющие себестоимости продаж
Состав полной себестоимости может отличаться в зависимости от вида и специфики деятельности компании, категории производимых товаров, региона и других факторов. Поэтому расчет финансовых показателей производят индивидуально. Например, средняя себестоимость продаж производственного предприятия включает расходы на:
- сырье и материалы, которые используются для изготовления продукции;
- амортизацию основных средств;
- зарплату сотрудникам, включая страховые отчисления и налоги;
- рекламу и продвижение готовой продукции;
- хранение, складирование и транспортировку;
- аренду производственных и складских помещений;
- оплату комиссий, лицензий и патентов;
- иные административные и непроизводственные издержки.
В разных отчетных периодах состав себестоимости, соотношение различных ее компонентов и общая сумма расходов будет меняться. Это зависит от количества запасов, которые есть на предприятии в начале нового отчетного периода, от уровня инфляции, наличия кредитов и ставок по ним, текучки кадров и технического оснащения производства.
Своевременный расчет себестоимости и оценка показателей позволяет вовремя скорректировать стратегию, выявить статьи издержек, на которых можно сэкономить без потери качества продукта и не допустить снижения рентабельности бизнеса.
Расчет себестоимости продаж
Для анализа себестоимости сначала нужно рассчитать ее величину. Есть несколько способов калькуляции:
Метод расчета себестоимости реализованной продукции |
В чем особенность |
Как рассчитать |
Директ-костинг |
В расчет входит только себестоимость производства изделия, и не учитываются общехозяйственные издержки. Подходит для небольших предприятий с выпуском однородных изделий. |
Себестоимость одного изделия = Общая сумма переменных издержек / количество выпущенных изделий в отчетном периоде
|
Попередельный (попроцессный) способ |
Себестоимость рассчитывается на каждом этапе производства. Используется на нефтяных, металлургических предприятиях, где изделие передается из цеха в цех и проходит несколько стадий изготовления. Каждая стадия выработки учитывается при составлении финансового отчета. |
|
Позаказный способ
|
Подходит для компаний, которые занимаются единичным или серийным производством. Себестоимость рассчитывается на каждую партию или заказ. В расчет включаются общехозяйственные затраты. |
Себестоимость = все затраты на определенный заказ / количество выпущенных изделий |
Формулы себестоимости продаж
Самая простая формула для расчета полной себестоимости выглядит следующим образом:
Спол = ПР + КР,
где Спол – полная себестоимость или себестоимость продаж, ПР – расходы на производство, КР – коммерческие расходы или сумма затрат на реализацию.
В расходы включаются суммы, потраченные на сырье, энергоносители, амортизацию, заработную плату производственных и административных сотрудников, реализацию и обслуживание продаж.
Для более точного определения показателя себестоимости продаж суммируют все затраты затрат на выпуск продукции и при этом учитывают остатки нереализованной продукции на начало и конец отчетного периода. Формула расчета в таком случае выглядит так:
Спол = ПР + КР + (Онач – Ок),
где Спол – полная себестоимость или себестоимость продаж, ПР – расходы на производство, КР – коммерческие расходы, Онач – остатки нереализованной продукции на начало отчетного периода, Ок – остатки на конец отчетного периода.
Используя данную формулу, рассчитаем себестоимость продаж производственного предприятия на конкретном примере.
- По бухгалтерскому учету стоимость нереализованной продукции на начало периода составляла 50 000 рублей. А на конец периода – 30 000 рублей, при этом остатков в незавершенном производстве нет.
- Затраты на выпуск продукции составили – 630 000 рублей.
Наименование затрат |
Сумма в отчетном периоде |
Сырье и материалы |
230 000 |
Зарплата сотрудникам |
200 000 |
Отчисления с зарплаты |
26 000 |
Амортизация основных средств |
114 000 |
Электроэнергия |
10 000 |
Теплоснабжение |
20 000 |
Прочие затраты |
30 000 |
- В указанном отчетном периоде также проводилась рекламная кампания продукции. На продвижение и услуги smm-специалиста предприятие потратило 75 000 рублей.
- Вычисляем полную себестоимость реализованных изделий:
Спол = 630 000 + 75 000 + 50 000 – 30 000 = 725 000 рублей
Для торговой организации формула расчета будет несколько отличаться от формулы для производственного предприятия, но суть вычислений останется прежней:
Спол = ПТ + ПЗ + (Знач – Зок),
где Спол – полная себестоимость или себестоимость продаж, ПТ – сумма чистых покупок товара для реализации, ПЗ – прямые затраты, Знач – запасы нереализованных товаров на начало периода, Зок – запасы на окончание периода.
Инструкция: как проверить цену реализации для нового товара
В рекомендации Системы Продажи – инструкция, которая поможет оценить, покрывает ли предложенная менеджерами по продажам цена расходы компании на разработку, производство и реализацию нового товара и обеспечивает ли требуемую рентабельность.
Бухгалтерский учет себестоимости продаж
В бухгалтерском учете для обобщения информации о доходах и расходах предприятия, а также для определения финансового результата по ним используется счет 90 – «Продажи». Например, на этом счете отражаются выручка и себестоимость по готовой продукции и полуфабрикатам собственного производства, работам и услугам промышленного и непромышленного характера и покупным изделиям.
К счету 90 может быть открыт субсчет 90-2 «Себестоимость продаж». На нем учитывается себестоимость продаж, по которым на субсчете 90-1 «Выручка» признана выручка.
Списание себестоимости продаж в дебет счета 90, субсчет 90-2 происходит со счетов:
- 20 «Основное производство»;
- 23 «Вспомогательные производства»;
- 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»;
- 40 «Выпуск продукции, работ, услуг»;
- 41 «Товары»;
- 43 «Готовая продукция».
На субсчет 90-2 при закрытии показателей за месяц переносятся затраты, связанные с производством продукции или издержками в торговле.
Обратите внимание на счет 26 «Общехозяйственные расходы». В зависимости от учетной политики предприятия, эти издержки могут относиться:
- напрямую в себестоимость продаж в качестве условно-постоянных – тогда списание со счета 26 происходит на субсчет 90-2;
- к себестоимости произведенной продукции, оказанных услуг или выполненных работ – в таком случае со счета 26 они списываются в дебет счетов 20, 23 и 29.