Многие предприниматели скептически относятся к рассылке претензий должникам, считая, что устный отказ или просто уклонение от погашения долга являются окончательным решением контрагента и помочь сможет уже только суд. Это не так. Практика профессионального взыскания задолженности показывает, что с помощью грамотного проведения претензионного урегулирования удается вернуть до 40% безнадежных долгов.
В этой статье вы прочитаете:
- Что включает в себя досудебное взыскание задолженности
- Какие меры по взысканию задолженности действительно эффективны
- Как переписываться с клиентом-должником по время досудебного порядка взыскания задолженности
Досудебное взыскание задолженности при грамотном подходе является весьма действенным способом вернуть свои деньги. Обычно в договоре содержится лишь ссылка на разрешение споров путем проведения переговоров. Порой указывается на обязательное направление претензии и обязанность по ее рассмотрению противной стороной. Порядок направления претензии, сроки, адрес ее отправки, за крайне редким исключением, не указываются, что дает как некоторую свободу действий кредитору, так и возможность избежать ответственности должнику.
Срочно проверьте своих партнеров!
Вы знаете, что налоговики при проверке могут цепляться к любому подозрительному факту о контрагенте? Поэтому очень важно проверять тех, с кем Вы работаете. Сегодня, Вы можете бесплатно получить информацию о прошедших проверках Вашего партнера, а главное получить перечень выявленных нарушений!
Необходимо отметить, что если претензионный досудебный порядок взыскания задолженности является обязательным для сторон в соответствии с договором, то до выполнения данного требования обращение в суд невозможно (согласно п. 2 ст. 148 АПК РФ, исковое заявление будет оставлено без рассмотрения). Из ст. 4 АПК РФ следует, что само право на обращение в суд возникает только после соблюдения претензионного порядка, причем независимо от того, установлен ли он договором или законом. Поэтому не игнорируйте претензионный порядок взыскания долга клиента, он либо поможет вообще избежать затяжного судебного процесса, либо существенно его ускорит и упростит.
Помимо этого, если должник чувствует, что с задолженностью работают, как правило, он не будет уклоняться от ее погашения (см. таблицу). А вот «забывчивость» кредитора воспринимается как возможность если и не платить совсем, то уж точно отсрочить оплату на несколько месяцев. Практика показывает, что если в первый месяц по задолженности компания не предприняла никаких действий в отношении должника, то возвращать долг в 90% случаев придется только в судебном порядке.
ТОП-5 самых нужных статей для коммерсанта:
- Как удостовериться, что акция сработает: чек-лист, основанный на опыте 2000 компаний
- Избавьтесь от них: менеджеры, которые тормозят развитие компании
- Цепочка писем, которая не позволит клиентам забыть про компанию
- Три ошибки руководителя, которые мешают менеджеру выполнить план продаж
- Типы менеджеров, которых нельзя мотивировать стандартно
Досудебное взыскание задолженности: 1 этап
Начинать напоминать о задолженности следует сразу, как обещанное поступление денег не осуществилось. Менеджер, клиент которого допустил просрочку платежа, должен быть все время на связи с должником и постоянно напоминать о наличии долга. Обязательно проверьте наличие всех подтверждающих документов. Если необходимо, составьте и подпишите акты сверки задолженности. Если документооборот в компании велик, то можно составить алгоритм работы менеджера с должниками (рисунок).
2 этап: пишем претензию
Со временем каждая компания создает свой шаблон претензии: кто-то берет за основу претензии, полученные ими самими от контрагентов, кто-то придумывает свой шаблон, другие ищут шаблон в открытом доступе, не придавая ему большого значения.
Однако все они хороши лишь для того, чтобы выполнить формальные требования договора о соблюдении сторонами досудебного порядка взыскания задолженности. В целях же возврата задолженности данная претензия бесполезна, и прежде всего из-за того, что она всего лишь одна и направляют ее только один раз. Поэтому лучше напоминать своим должникам о долге разными способами и почаще: писать и памятки о долге, и непосредственно претензии, предупреждения о возможности передачи дела в суд, отослать уведомление об обращении в суд (как последняя мера воздействия). Порой эта мера по взысканию задолженности срабатывает, клиент видит, что его ухищрения не помогли, и перед ним два варианта: либо он судится и проигрывает, неся большие потери, либо начинает платить без принуждения.
3 этап: напоминание
Этот документ имеет целью не грозить, а лишь напомнить в вежливой форме, что у компании образовалась задолженность. Вполне возможно, это произошло ненамеренно или по какому-то недоразумению, которые часто возникают в любой бухгалтерии. Например, подобное напоминание можно оформить следующим образом: «В настоящий момент у Вас имеется непогашенная задолженность перед ___ в размере ____ рублей, возникшая на основании договора _____.
В соответствии с условиями заключенного договора Вы приняли на себя обязательство по оплате в установленный срок, который был пропущен. Просим Вас произвести оплату имеющейся задолженности в течение 5 (пяти) банковских дней с момента получения настоящего уведомления по следующим платежным реквизитам: _______». Если должник не отреагировал на ваше письмо и продолжает кормить вас завтраками, следует перейти к следующему этапу.
4 этап: досудебная претензия
Новое письмо уже должно быть претензией в полном смысле, указывать на негативные последствия для должника и последующее обращение в суд.
Лучше всего ссылаться на общие нормы, которые подойдут к любой ситуации. Тут можно указывать ст. 309, 310 ГК РФ («…обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями законодательства, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается), п. 3 ст. 401 ГК РФ («… лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов Заказчика, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у Заказчика необходимых денежных средств»).
Кроме того, следует указать на последующее обращение кредитора в суд и на негативные последствия для должника при судебном разбирательстве: возмещение судебных расходов (например, расходы на экспертизу могут составить в среднем от 100 до 500 000 руб.), возмещение расходов на услуги адвокатов. Также следует обратить внимание должника на изменение судебной практики по взысканию судебных расходов, которые с каждым годом увеличиваются, приближаясь к рыночным расценкам. По суду с должника будут взысканы неустойки в виде штрафа и пеней. Данный пункт следует обязательно выделить, так как в отношении его тоже надо соблюсти претензионный порядок, а также потому, что размер такой неустойки зачастую превышает размер самого долга и заставляет должника искать компромисс.
Таблица. Эффективность мер воздействия на должника
Действия |
% вернувших долг из числа добросовестных должников |
% вернувших долг из числа недобросовестных должников |
---|---|---|
Приостановка поставок |
10–30 |
5–20 |
Устные напоминания |
10–20 |
0–5 |
Письменные напоминания |
15–30 |
0–5 |
Личные переговоры |
30–50 |
1–10 |
Выставление штрафов, пеней, неустойки |
40–60 |
2–10 |
Факт подачи иска |
20–40 |
5–15 |
Источник: подготовлено «КД» на основе материалов книги А. Шумовича «100 шагов по сбору долгов»
5 этап: уведомление о негативных последствиях
Если же и после этого контрагент не реагирует, вам следует принять следущую меру по взысканию задолженности: двигаться дальше или же сразу обратиться в суд. А поскольку судебное разбирательство продлится не менее шести месяцев, еще одна неделя на дополнительное требование не кажется пустой тратой времени.
В письме следует изложить свою позицию уже максимально жестко: контрагент уже не является партнером, он является злостным неплательщиком. Вы вправе уведомить должника, что обратитесь с заявлением в правоохранительные органы для проверки факта мошенничества. Разумеется, далеко не в каждом случае есть признаки умысла и изначально преступная цель у контрагента, поэтому и дела по таким заявлениям не возбуждаются повсеместно. Но во-первых, такие случаи действительно происходят, а в отношении некоторых недобросовестных дельцов действительно выносятся обвинительные приговоры. Во-вторых, достаточной мерой воздействия в данном случае будет сам вызов директора должника в правоохранительные органы.
Получив от кредитора претензию, должник еще может подумать, что у него нет реальных правовых рисков, но когда ему звонит оперуполномоченный и вызывает для дачи объяснений (а это обязательная процедура проверки заявления вне зависимости от его обоснованности), то у должника отношение к долгу порой меняется кардинально.
6 этап: подпись претензий
Все претензии подписываются руководством компании-кредитора с приложением оттиска печати, чтобы данные документы были впоследствии приняты судом. Разумеется, претензия будет эффективнее, если она отправлена от имени адвокатов. Смысл и юридический вес претензии будет таким же, но психологическая сила документа станет совершенно иной. Должник понимает, что привлечение адвоката для работы с ним означает серьезные неприятности в будущем: суд, обращения в правоохранительные органы и т. д. Поэтому должник, как правило, реагирует быстро: «Зачем сразу адвокаты? Мы сами все уладим!» Иногда только подпись адвоката под документом может сыграть решающую роль.
7 этап: отправка претензий
Отправлять претензию в период досудебного взыскания задолженности следует всеми имеющимися в распоряжении компании средствами. В первую очередь по почте: заказным письмом, обязательно с уведомлением о вручении, с описью вложения. Отправлять следует по всем известным адресам, если в договоре не указан конкретный адрес для переписки, — по юридическому, фактическому, почтовому, по адресам, указанным в документах.
Также претензию можно отвести лично либо самим, либо с курьером вашей компании. В этом случае на втором экземпляре претензии необходимо поставить отметку о ее получении, указать, кем она получена, дату, входящий номер по книге учета входящей корреспонденции и поставить оттиск печати организации или хотя бы штамп для корреспонденции. При условии курьерской доставки лучше пользоваться услугами службы, имеющей лицензию на оказание почтовых услуг.
Кроме того, важно не только доказательство получения корреспонденции, но и скорость реакции на нее со стороны должника. Поэтому письма лучше дублировать по факсу, а также в сканированном виде по всем известным адресам электронной почты должника.
Независимо от претензионной работы и обращения в суд по телефону подтверждайте готовность отозвать все претензии в случае получения денежных средств. Работа по телефону с должником ведется минимум раз в три дня. Такой способ является эффективным досудебным взысканием задолженности и позволяет установить плотный контакт.
Информация об авторе и компании
Александр Орлов — адвокат, дипломированный специалист в области юриспруденции, психологии и организации систем безопасности. С 2005 года — один из руководителей МКА «Град», специализация — корпоративные конфликты. Член Ассоциации юристов России, преподаватель Русской школы управления. Автор книг «Война за доли рынка: Конкурентные бои без правил», «Организация бизнеса: Грамотное построение своего дела».
Понравилась статья? Делитесь с коллегами – пусть оценят!
Статья подготовлена редакцией журнала "Коммерческий директор"