Любая торговля преследует единую цель – извлечение максимальной прибыли. Оценить эффективность торговли невозможно без показателя рентабельности. Если игнорировать данный коэффициент, деятельность компании может быть обречена на провал.
Что такое рентабельность продаж
Многие предприниматели ошибочно полагают, что рассматриваемое понятие означает прибыльность фирмы по отношению к инвестированным финансам. Но это не так.
Рассматриваемый коэффициент часто называют аббревиатурой ROS, которая расшифровывается как «Return of sales» – «возврат от продаж». Это соотношение чистой прибыли и объема выручки компании от торговой деятельности, выраженное в процентах.
Другими словами рентабельность продаж:
- Это чистая прибыль в совокупном доходе юридического лица.
- Это чистая прибыль компании на каждый заработанный рубль.
Это важнейшее значение деятельности коммерческой организации. Оно позволяет определить, сколько финансов в объеме проданной продукции является прибылью юридического лица после вычета налоговых и других начислений.
Рентабельность продаж показывает степень финансовой эффективности применения ресурсов:
- материальных,
- финансовых,
- трудовых,
- человеческих.
Изучаемая величина показывает прибыльность исключительно от непосредственной торговой деятельности. Другими словами это то, насколько цена продукции окупает издержки на ее изготовление. Издержками могут быть:
- покупка комплектующих,
- аренда оборудования,
- использование энергии,
- заработная плата,
- накладные расходы,
- покупка энергоносителей,
- эксплуатация человеческих ресурсов.
Какие правила продаж поменять и как их "спустить" до каждого продавца, чтобы восполнить провалы 2020 года
Редакция «Коммерческого директора» получила и проанализировала закрытый отчет компании GfK о том, что изменится в предпочтениях и ожиданиях клиентов в 2021 году. В статье рассказ о том, как с помощью этой информации изменить инструкции, скрипты и правила отработки возражений, чтобы повысить продажи в новом году.
Как повысить продажи в новом году
Виды рентабельности продаж
В зависимости от преследуемой цели и специфики деятельности компании могут находить разные виды коффициента.
Виды рентабельности |
Отношение чистой прибыли за выбранный период |
Рентабельность реализованной продукции или услуги |
К себестоимости определенного объема продукции или услуги. |
Рентабельность основных средств |
К стоимости основных средств. |
Рентабельность предприятия |
К общей стоимости основного и оборотного капитала юридического лица. |
Рентабельность персонала |
К среднему количеству кадров за выбранный период. |
Рентабельность общих активов |
К среднему суммарному значению стоимости активов фирмы. |
Рентабельность собственных активов |
К собственному капиталу компании. |
Рентабельность используемых активов |
К объему собственного капитала и займов долгосрочного периода (до оплаты налоговых начислений). |
По мере развития экономических отношений появляются новые виды коэффициента. В любом случае все они выражают получаемую выгоду до уплаты налогов, операционную или чистую прибыль по отношению к применяемым для выгоды ресурсам или выручке.
Для чего считается рентабельность продаж
Изучение любой формулы целесообразно начинать с ее экономического значения. Для чего нужна формула рентабельности продаж от прибыли от продаж? Формула имеет широкое распространение. Ею оперируют при анализе деятельности различных мировых бизнесов, начиная с крупных корпораций с миллионными акциями, заканчивая небольшими отделами в торговых комплексах.
В первую очередь рентабельность продаж по чистой прибыли необходима для анализа актуального состояния компании.
Анализ рентабельности продаж показывает:
- экономическую целесообразность продажи товаров или оказания услуг;
- долю себестоимости в торговой деятельности.
Это один из главных коэффициентов, который прописывается в квартальном отчете лизинговых организаций.
В любой деятельности важно не количество проданной продукции, а объем полученной за это выручки. С помощью рентабельности продаж по балансу организация может контролировать политику ценообразования и расходы.
Значение позволяет определить:
- успешность операционной деятельности (способность выполнять и контролировать процессы);
- направление развития компании (вверх или вниз).
Крупные холдинги, предлагающие долговые обязательства для привлечения финансов, раскрывают данные о прогнозируемой эксплуатации аккумулированных средств. Это позволяет инвесторам оценить обоснованность вложений, которая может быть получена путем:
- сокращения издержек,
- повышения объема реализации,
- комбинации обоих способов.
Важно учесть, что это не отражение планируемого результата долгосрочных вложений. Если предприятие заменит технологическую схему или закупит новое оборудование, показатель начнет сокращаться. При правильной стратегии он вернет прежнее значение.
Расчет рентабельности продаж позволяет:
- отразить способность юридического лица извлекать выручку при выбранном режиме деятельности;
- спрогнозировать поведение фирмы при различных положительных и отрицательных сценариях;
- определить потенциал прибыльности крупных ниш или общенациональных рынков;
- оценить прибыльность стартапа или нового создаваемого продукта;
- проанализировать поведение акций при первичных размещениях;
- получить кредит под залог рентабельного бизнеса или его реструктуризацию;
- сравнить несколько венчурных планов инвестиций;
- изучить сезонные поведения бизнеса на разных торговых периодах;
- решить операционные вопросы;
- получить представление об эффективности деятельности юридического лица
- оценить производительность каждого подразделения.
Важно учесть, что формула расчета рентабельности продаж по балансу – не единственный решающий фактор при сравнении и оценке деятельности фирмы.
Каждый бизнес имеет уникальные процессы:
- Малорентабельные организации (торговля и транспортная система) имеют высокий оборот. Это позволяет им иметь относительно низкий коэффициент.
- Элементы роскоши имеют низкие продажи. Но хорошая выручка на единицу продукта компенсирует объемы реализации.
Повышение выручки может привести к потерям, если за ним последует еще большее повышение издержек. Сокращение выручки и жесткий контроль издержек может привести к повышению прибыли.
Как определить рентабельность продаж
Расчет значения рентабельности продаж происходит по специальной формуле рентабельности продаж путем деления прибыли на выбранную величину. Оба параметра используются в одной единице измерения. В связи с тем, что выразить прибыль в неденежном виде непросто, знаменатель тоже выражается в денежной величине.
В вычислениях не учитывается такой параметр, как капитальный объем или уровень оборотных средств. Это позволяет проанализировать коэффициент конкурентов в выбранной области деятельности. В качестве денежного результата могут применяться разнообразные выражения прибыли, что обуславливает наличие разных вариантов показателя.
Как считать рентабельность продаж? В зависимости от потребностей фирма может использовать измененные формулы расчета.
Вместо чистой прибыли коэффициент формулы может содержать:
- валовую прибыль,
- прибыль до налоговых и процентных отчислений;
- прибыль до налоговых отчислений.
Общая формула расчета рентабельности выглядит следующим образом:
- NL (от английского Net Income) – это чистая прибыль юридического лица, выраженная в денежном значении (строка 2100 формы бухгалтерского баланса).
- NS (от английского Net Sales) – это совокупная выручка от торговли изготовленной продукции, выраженная в денежном значении (строка 2110).
Для расчета рентабельность продаж по валовой прибыли используется формула:
Валовая прибыль рассчитывается как разница между выручкой и себестоимостью торговой деятельности. Оба показателя берутся из «Отчета о прибылях и убытках»
Для расчета операционной величины используется следующая формула:
- EBIT – это прибыль организации без учета процентных и налоговых начислений. Данные берутся из строк 2300, 2330 и 2110. Специалисты рекомендуют избегать этой формулы и использовать в числителе значение чистой прибыли, так как не всегда EBIT рассчитывается корректно.
Формула рентабельности продаж чистой прибыли в процентах имеет следующий вид:
В расчете используются данные строк 2400 и 2110.
Правильно подобранные данные и грамотные вычисления позволят рассчитать реальный рентабельный коэффициент. Результат, равный, к примеру, 20 %, означает, что 20 копеек из каждого рубля прибыли – реальный доход бизнеса. Эти средства можно инвестировать в дальнейшее развитие.
Пример расчета рентабельности продаж
Рассмотрим, как посчитать рентабельность продаж в процентах на конкретном примере. Сравним две организации, которые опубликовали свои экономические итоги. Допустим, что обе организации трудятся в одной сфере и имеют схожую структуру финансовой деятельности.
Рассчитаем ROS обеих организаций с помощью формулы рентабельности продаж по балансу:
- ROS 1 организации = 30/100*100% = 30%;
- ROS 2 организации = 80/225*100% = 35,56%.
Делаем вывод, что ROS второй организации выше.
Рассмотрим обратный пример, когда известна ROS и выручка двух компаний, и требуется найти чистую прибыль:
- ROS 1 организации – 12%;
- ROS 2 организации – 15 %.
Выручка у фирм одинаковая – 150 000 000 рублей.
Меняя вышеприведенную формулу:
Вставим данные и получим, что чистая прибыль:
- 1 организации = 18 000 000 рублей;
- 2 организации = 22 500 000 рублей.
К сожалению, приведенная формула может показать лишь успешность или неуспешность деятельности юридического лица. Но она не предоставляет ответов на проблемные вопросы.
Например, в 2019 году фирма заработала 2 240 000 долларов, а в 2020 – 2 620 000 долларов (из них 494 000 и 516 000 долларов чистой прибыли соответственно).
- ROS в 2019 году = 594 000/2 240 000*100 = 22%;
- ROS в 2020 году = 516 000/2 620 000 = 19,5%.
Итоговое изменение ROS = ROS2020–ROS2019 = 22–19,5 = -2,5%. В 2020 году ROS снизилась на 2,5%. Причины этому не ясны. Для этого проводится анализ.
Для анализа требуется:
- Изучить динамику налоговых отчислений, используемых при расчете выручки.
- Рассчитать ROS товаров и услуг.
Нормативное значение рентабельности продаж
Нормативное значение рентабельности продаж >0. Если значение ниже нуля, то необходимо уделить внимание управленческим процессам компании. В то же время точных критериев ранжирования показателя не существуют.
Чаще всего при расчете используются следующие рамки норм рентабельности продаж:
- уровень меньше 5 % – невысокое значение;
- уровень от 5 до 20 % – среднее значение;
- уровень от 20 до 30 % – высокое значение;
- уровень от 30 % – супер высокое значение.
Важно учесть, что для каждой сферы деятельности нормативное значение может быть разным.
«РИА-рейтинг» привел средние параметры ROS, которые приемлемы для разных областей деятельности:
- Добыча полезных ископаемых – среднее значение 26 процентов.
- Сельское хозяйство – среднее значение 11 процентов.
- Строительная сфера – среднее значение 7 процентов.
- Оптовая торговля и розничные продажи – среднее значение 8 процентов.
В любом случае очень низкий коэффициент свидетельствует о том, что юридическое лицо прибегает к неэффективной политике издержек и стратегии ценового образования.
При низком значении ROS предприятию следует повысить уровень управления деятельностью путем:
- расширения базы клиентов;
- работы над управленческими процессами и налаживания каждого вида деятельности;
- улучшения ценовой политики, ценообразования и стоимостной стратегии;
- снижения издержек на изготовление товаров или обеспечение услуг;
- сокращения стоимости товаров или услуг от подрядчиков;
- повышения оборачиваемости продукции.
Высокое значение ROS говорит о том, что бизнес может:
- эффективно управлять своими издержками;
- продавать товары или услуги по стоимости, превышающей себестоимость изготовления.
Нормативный показатель ROS юридического лица определяется рыночными и отраслевыми особенностями, а также спецификой деятельности:
- В случае одинаковой экономической эффективности компании с долгосрочным производственным циклом будут иметь высокий уровень ROS.
- В случае одинаковой экономической эффективности компании с высокооборотным типом работы будут иметь пониженный уровень ROS.
Разумеется, формула расчета показывает, насколько прибыльна и целесообразна или убыточна и нецелесообразна деятельность юридического лица. Но она не позволяет ответить на вопрос, насколько обоснованы и выгодны инвестиции в данное направление.
Для ответа на этот вопрос бизнесу требуется вычислить:
- ROS активов,
- ROS капитала,
- ROS собственного капитала,
- ROS инвестированного капитала.
Факторы изменения рентабельности продаж
Прямыми факторами, которые могут влиять на динамику коэффициента, считаются:
- прибыль, полученная от реализации;
- выручка от реализации или товарный оборот.
Косвенными факторами, которые могут влиять на динамику коэффициента, считаются:
- издержки компании;
- ценовое индексирование;
- уровень инфляции;
- спрос потребителей;
- востребованность товара;
- другие факторы, которые связаны с эффективностью деятельности юридического лица.